Михаил Макаров: «Отмена виз поможет избавиться от стереотипов»
ЕС и Россия вот уже несколько лет безуспешно пытаются договориться введении безвизового режима. На недавней встрече с президентом ФРГ Кристианом Вульфом российский президент Дмитрий Медведев заявил, что отмена виз способствовала бы диалогу гражданских обществ и молодежному обмену. Кристиан Вульф ответил, что этому препятствуют «различные взгляды» Москвы и Брюсселя на свободу собраний, роль СМИ и условия работы журналистов. Вам не обидно, что ЕС никак не решится на отмену виз для россиян? — поинтересовались мы у Михаила Макарова.
Конечно, я, как человек, заинтересованный в обмене опытом, очень приветствовал бы отмену виз для поездок в ЕС. Но в то же время, я понимаю, почему та же Германия осторожничает. В ФРГ, насколько я знаю, серьезно стоит проблема интеграции мигрантов, прежде всего из Турции. Ведь в результате слишком, на мой взгляд, либеральной миграционной и социальной политики многие из них активно пользуются общественными благами, но при этом не сильно спешат выполнять свои обязанности.
А теперь представьте, что, узнав об отмене виз, в Германию и другие страны ЕС потянутся мигранты со всех уголков России. Я имею в виду людей, которые отправятся за границу в поисках лучшей жизни, а не в качестве туристов. Поедут в Европу, наверняка, и преступники. Поэтому если стать на место Германии, то мне эти опасения понятны.
С другой стороны, аргументируя отказ в ведении безвизового режима дефицитами демократии и отсутствием плюрализма мнений, ЕС, на мой взгляд, лукавит. Я живу в России и не согласен с утверждениями, что у нас нет демократии и свободы СМИ. В интернете сегодня можно найти любую информацию, там нет цензуры.
В то же время мне очень нравится идея отмены виз для определенных категорий граждан, которая периодически озвучивается на переговорах между Россией и ЕС. Если визы отменят для студентов, деятелей культуры, журналистов, то это действительно будет способствовать обмену опытом.
Я был бы очень рад, если бы к нам чаще приезжали журналисты из той же Германии. Потому что из своего собственного опыта знаю, что стереотипы о России — мол, у нас тут до сих пор медведи по улицам ходят — по-прежнему очень распространены. А когда у людей есть возможность приехать и увидеть собственными глазами, какая здесь жизнь, познакомиться, задать вопросы, избавиться от предрассудков намного легче.
Если бы у нас, россиян, была возможность беспрепятственно поехать и посмотреть, как живут люди в той же Германии, у нас бы наверняка тоже открылись глаза. Мои друзья, возвращаясь из-за рубежа, часто рассказывают, что эти поездки заставляют их задуматься, почему там жизнь лучше, и что нам здесь мешает иметь чистые улицы, хороший сервис и так далее. Думаю, когда у человека есть возможность собственными глазами увидеть, как устроено другое общество, эффект от этого намного больше, чем от каких-либо программ и грантов, которые ЕС привозит к нам, в Россию.