Юлия Рубцова: Нельзя запрещать партию «для профилактики»
В Германии возобновились дискуссии о необходимости запрета неонацистской партии НДПГ. Поводом стало выявление праворадикальной группировки, членов которой подозревают в убийстве десяти мигрантов. Была ли у преступников связь с НДПГ, еще предстоит выяснить, но эксперты и политики предполагают, что идейным вдохновителем террористов была именно эта партия. Однако добиться запрета партии в ФРГ очень трудно. Конституция допускает запрет только при наличии доказательств, что цель партии — подорвать конституционный строй и демократические устои. Доказать это сложно — неонацисты используют в своих заявлениях обтекаемые формулировки. Одна попытка запретить НДПГ уже провалилась. Вас это не шокирует? — спросили мы Юлию Рубцову. Не следовало — ради блага общества — пренебречь отсутствием формальных доказательств и запретить неонацистскую партию «для профилактики»?
Я думаю, что запрет ничего не даст, потому что если партию запретить, то люди не разойдутся, не прекратят свою деятельность. Просто они будут называться по-другому — группировка, сообщество, движение. Чтобы вести политическую деятельность, необязательно иметь партбилет или платить партийные взносы.
Кроме того, если государство начнет запрещать партии в обход Конституции, то у него очень быстро появится куча других «соблазнов». Например — захочется приписать неугодным деятелям какие-нибудь преступления, не имея при этом железных доказательств. Просто потому что они — лица подозрительные. Или же просто угрожать таким людям потенциальными арестами. То есть существует опасность скатиться до отговорок типа: «Если чуть-чуть Конституцию нарушили, то это не нарушение».
Кроме того, нужно различать между деятельностью партии и поступками его отдельных членов. Мне кажется, здесь нередко происходит подмена понятий. В каждой стае есть паршивая овца. Не факт, что в других партиях все так уж безоблачно, и не факт, что в этой партии состоят только преступники. Нельзя заставлять всю партию отвечать за действия ее отдельных членов. Преступления совершает человек, а не партия.